знакомство с петербургом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Знакомство
с
Петербургом»: социально-педагогическая (социально-гуманитарная), вид деятельности –
познавательное развитие.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и локальных
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными и предпринимателями Санкт-Петербурга»// Распоряжение Комитета по
образованию СПб от 25.08.2022 № 1676-р.
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского
сада № 103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по
образованию Санкт-Петербурга № 4017-р, от 16.09.2014 г.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет.
Актуальность программы:
 Программа составлена с учетом современных требований к формированию у
подрастающего поколения патриотических чувств и любви к малой Родине.
Разнообразные формы и игровые приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку
усвоить новые знания и интегрировать их в свой опыт, повысить интерес к истории родного
города.
 Программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы речевого и
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, направлена на создание
комфортных
условий
для
развития
ребёнка,
его
мотивации
к
познанию,
интеллектуальному развитию.
 Программа направлена не только на расширение знаний детей старшего дошкольного
возраста о Санкт-Петербурге, но и способствует развитию таких высших психических функций,
как память, внимание, воображение, фантазия, творческих способностей детей, что
способствует более успешной подготовке к обучению в школе.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы
наблюдается снижение уровня речевого развития детей, в связи с чем возрастает потребность в
эффективных методах развития связной речи ребенка-дошкольника. Тема изучения
родного города позволяет вызвать у ребенка интерес к истории города, стимулировать
обсуждение данной темы дома с родителями, тем самым способствуя развитию речи и
познавательной активности. Предлагаемая программа предусматривает увлекательную
игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому
ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры,
рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на
развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, развитие ассоциативного мышления,
поиск закономерностей, развитие функций обобщения и классификации и т.д.

Необходимость объяснять свои действия стимулирует детей строить умозаключения, что
способствует развитию мышления и речи. Программа носит развивающий характер.
Уровень освоения программы – общекультурный
Объем и срок освоения программы – 12 часов, 12 дней
Цель программы – познакомить детей с историей и культурой одного города Задачами
дополнительной общеразвивающей программы являются:
Обучающие:
Познакомить детей с символами города, его достопримечательностями;
Ввести в речь новые понятия, связанные с архитектурой и историей города.
Развивающие:
Способствовать развитию пространственного мышления и навыков конструирования;
Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей;
Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный
облик города.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному городу, развивать гражданскую позицию;
Воспитывать культуру поведения жителя Санкт-Петербурга.
Планируемые результаты:
Предметные
- Обучающиеся научатся использовать в речи новые слова (собор, колонна, крепость т. д);
- Получат представление об истории родного города;
- Обучающиеся научаться воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик
города, символику Санкт-Петербурга;
Получат представления об основных архитектурных ансамблях исторического Центра
Санкт-Петербурга
Научаться составлять рассказ о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
Метапредметные:
Будут обладать развитым воображением, фантазией;
У детей старшего дошкольного возраста разовьются творческие способности;
Будет наблюдаться развитие мыслительных операций, ассоциативного мышления; Разовьётся пространственное мышление, образное и вариативное мышление;
Дети смогут выдвигать и проверять гипотезы.
Личностные
Дети проявят эмоционально ценностное отношение к городу Санкт-Петербургу; - Будут
способны чувствовать красоту города Санкт-Петербург;
У детей появится чувство гордости за то, что они живут в Санкт-Петербурге;
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе
принимаются дети с 5 до 7 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и
заявки родителей. Количество детей в группе: не более 15 человек.

Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы занятия:
 Игровая ситуация
 Просматривание тематических презентаций 
 Дидактическая игра
 Проблемная ситуация
 Рассматривание иллюстраций,
 Конструирование (самостоятельная деятельность, работа в командах) 
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
 Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение,
взаимопомощь в малых подгруппах (в том числе в парах) для выполнения
определенных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
обучающегося (подгруппы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав подгруппы
может меняться в зависимости от цели деятельности).
 индивидуальные, организуются для работы с одаренными детьми, для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Особенности организации образовательного процесса:
Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по
интересам и желанию детей.
При реализации Программы педагог:
 продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; 
 учит детей правильно переживать позицию успеха и не успеха;
 осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных
педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»;
 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
 планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт
детей, эмоции и представления о мире;
 наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей;
 сотрудничает с родителями.
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:
 Непрерывная
образовательная
деятельность.
Специально
организованная
деятельность педагога с детьми.
 Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры,
творческие мероприятия, проектная деятельность.
 Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех видов
детской деятельности по интересам и желанию детей.
Материально-техническое обеспечение программы:
 Групповое помещение (кабинет);
 Столы, стулья (по росту и количеству детей);
 Компьютер, ноутбук;
 Проектор, доска;
 Магнитная доска;
 Наглядные дидактические пособия;
 Развивающие игры по теме.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие.
Почему город стоит на
Неве?
Кто построил наш
город?

2

3

4

5

6

Символы города:
Герб
Кораблик
Адмиралтейства,
Медный всадник,
Петропавловская
крепость
Знакомство с
архитектурными
понятиями.
Дворцы СанктПетербурга
Соборы СанктПетербурга

Количество часов
Всего Теория Практика
1
0,5
0,5

Формы контроля
Входящий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий, (наблюдение,
диагностика)

1

0,5

0,5

1

0,4

0,6

Текущий, (наблюдение,
диагностика)

1

0,4

0,6

Текущий, (наблюдение,
диагностика)

1

0,4

0,6

Текущий, (наблюдение,
диагностика)

1

0,4

0,6

Текущий,наблюдение,
диагностика)

7

Реки и мосты СанктПетербурга

1

0,4

0,6

Текущий, (наблюдение,
диагностика)

8

Памятники СанктПетербурга

1

0,4

0,6

Текущий, (наблюдение,
диагностика)

9

Санкт-Петербург центр науки

1

0,4

0,6

Текущий, (наблюдение,
диагностика)

10

Санкт-Петербург и
искусство

2

0,8

1,2

11

Санкт-Петербург и
искусство

2

0,8

1,2

12

Итоговое занятие
Викторина «Знаток
города»

1

0

1

Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Итоговый
(наблюдение,
диагностика)
викторина

Итого

12

4,6

7,4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Образовательные:
Познакомить детей с символами города, его достопримечательностями;
Вводить в речь новые понятия, связанные с архитектурой и историей города.
Развивающие:
Способствовать развитию пространственного мышления и навыков конструирования;
Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей;
Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
интеллектуальных задач;
Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный
облик города.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному городу, развивать гражданскую позицию; - Формировать
мотивацию к познавательной деятельности;
Воспитывать культуру поведения жителя Санкт-Петербурга.
Тема
1. Вводное занятие.
Почему город СанктПетербург стоит на
Неве?

Содержание программы
Содержание занятия
Теория: Формировать интерес к истории, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных задач. Введение понятий:
карта, город, герб. Географических понятий: Нева, Ладожское
озеро, Финский залив. Знакомство с гербом города Петербурга
Практика: решение проблемной ситуации, совместный рисунок
«Мой придуманный город». Игра «Собери пазл», игра «Собери
слово».
Подвижная игра «Я по городу хожу».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.

2. Кто построил
Город Санкт-Петербург?

Теория: Знакомство с историческими личностями – Петр 1,
Екатерина II. Знакомство с понятиями: столица, крепость
Практика:
«Рассмотри портреты», игра «Найди отличия», конструирование
«Крепость». Подвижная игра «Пушка»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

3. Символы СанктПетербурга:

Теория: Знакомство с символами города: кораблик
Адмиралтейства,
Адмиралтейство,
Медный
всадник,
Петропавловская крепость. Герб города - закрепление
Практика: Игра «Собери картинку» игра «подбери словечко».
Игра «Что исчезло»
Подвижная игра: «Займи остров»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

4. Знакомство с
архитектурными
понятиями.

Теория:
Знакомство с архитектурными стилями. Знакомство с понятиями
собор, церковь, памятник, дворец, колокольня, доходный дом.
Введение в речь архитектурных понятий: колонна, портик,
шпиль, купол.
Практика: Рассматривание иллюстраций. Игра «Найди
отличия», конструирование здания.
Подвижная игра «Я по городу хожу»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

5.Достопримечательности Теория: Знакомство с историческим обликом самых известных
города «Дворцы Санктдворцов Петербурга (Зимний дворец, Летний дворец, Домик
Петербурга»
Петра, Михайловский замок). Закрепить представления об
исторических личностях: Петр I, Екатерина II, Александр II.
Практика:
Рассматривание
художественных
открыток,
Дидактические игры «Сравни картинку, «Сложи картинку».
Раздаточные листы «Домик Петра I». Подвижная игра «Найди
пару».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
6.Достопримечательности Теория: Знакомство с обликом самых известных храмов
города «Соборы СанктПетербурга. Презентация «Соборы и церкви». Введение понятий
Петербурга»
собор, церковь.
Практика: Дидактические игры: «Сравни картинку», «Собери
картинку» Рисунок «Дорисуй колоннаду».
Подвижная игра «Найди пару»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
7. Реки и мосты СанктПетербурга

Теория: Песня про «Поцелуев» мост Презентация «Реки и
каналы Санкт-Петербурга». Знакомство с названиями рек и
каналов Петербурга (Нева, Мойка, Фонтанка, Обводный канал).
Беседа об этимологии названий рек.
Практика: Игра «Доскажи словечко» Конструирование «Построй
мост через реку».
Подвижная игра «Кони на Аничковом мосту»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

8. Памятники СанктПетербурга

Теория: Беседа о том, что такое памятник и кому его могут
поставить. Знакомство с обликом самых известных памятников
Санкт-Петербурга. Знаменитые скульптурные группы: Атланты
и Кони Клодта.
Практика: Дидактическая игра «Что исчезло»
Разрезные картинки, Игра «Мемори». Дидактическая игра
«Сравни картинку», «Найди отличия».
Подвижная игра «Кони на Аничковом мосту»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

9. Санкт-Петербург центр науки

10. Санкт-Петербург
искусство

Теория: Беседа «Наука в жизни людей». Познакомить детей с
понятиями наука, университет, профессиями «Учитель»,
«Археолог», «ученый». Познакомить детей с обликом наиболее
известных образовательных зданий Петербурга (Здание 12
коллегий, Публичная библиотека, Музей ЖД транспорта,
Зоологический музей.
Практика: Игра «Отгадай загадки», Лото «Профессии»
(учитель, археолог, ученый-исследователь). Дидактическая игра
«Посмотри и запомни». Творческое задание: Нарисуй поезд
будущего.
Подвижная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали
покажем» (тема «Профессии»)
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
и

11. Санкт-Петербург и
искусство

12. Итоговое
занятие

Теория:
Познакомить
с
видами
искусства
(изобразительное,
архитектура). Дать представление о художественных музеях
Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей, Академия
художеств). Познакомить с жанрами изобразительного
искусства.
Практика: Игра раздели на группы (виды искусства), Игра
«Изобрази»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Закрепить представления о жанрах изобразительного
искусства
Познакомить с видами искусства (литература, музыка). Дать
представление о музеях и театрах Санкт-Петербурга
(Александринский театр, Михайловский театр, Музей-квартира
А.С Пушкина). Закрепить представление о творческих
профессиях.
Практика: Игра «Раздели на группы (жанры изобразительного
искусства), Раздаточные листы «Бал во Дворце»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Практика:
Проведение Викторины «Знаток города».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий. викторина

Календарно-тематический план Программы «Знакомство с Петербургом»
Раздел / №
занятия

Тема занятия

Количество часов
очно
план

1. Вводное занятие. Почему
город стоит на Неве.

2. Кто построил
Город Санкт-Петербург?

Теория:
Решение проблемной ситуации: «Почему города и
населенные пункты строят около рек?».
Беседы «Карта местности Санкт-Петербург и
Ленинградская область»; «Для чего нужен герб
города или страны?».
Решение проблемной ситуации: «Почему герб СанктПетербурга выглядит именно таким образом?»
Практика:
Совместный рисунок «Мой придуманный город».
Подвижная игра «Я по городу хожу». Игра «Собери
пазл» (герб Санкт-Петербурга», игра «Собери слово».
Теория
Беседа: «Кто основал город Санкт-Петербург»,
«Императоры и императрицы».
Знакомство с понятиями: крепость, столица.
Решение проблемной ситуации: «Зачем городу нужна
крепость?»
Рассматривание
портретов
императоров
и
императриц России.
Практика: «Рассмотри портреты»,
Игра «Найди отличия» (достопримечательности или
портреты) Игра-конструирование «Построй свою
крепость»
Подвижная игра
«Пушка»

1

1

факт

Дата
планируемая

Дата
фактическая

3. Символы СанктПетербурга

4. Знакомство с
архитектурными
понятиями.

5. Достопримечательности
города «Дворцы СанктПетербурга»

Теория:
Беседы о символах Санкт-Петербурга (кораблик на
шпиле Адмиралтейства, Адмиралтейство, Медный
всадник, Петропавловская крепость. Герб СанктПетербурга)
Практика:
Игра «Собери картинку» и назови (Адмиралтейство,
Медный всадник, Петропавловская крепость»).
Игра
«Подбери
словечко»
(Медный…,
Петропавловская ……, Санкт-……).
Игра «Что исчезло» (перед детьми выкладываются
изображения изученных символов города).
Подвижная игра: «Займи остров»
Теория:
Презентация: «Архитектурные стили Петербурга».
Беседа о различных утилитарных назначениях
зданий. Беседа о различных элементах зданий
(колонна, портик, шпиль, купол).
Практика:
Игра «Найди отличия»,
конструирование «Построй свой дворец (здание),
используя колонны, купола, шпили».
Подвижная игра «Я по городу хожу»
Теория:
Познакомить с историческим обликом самых
известных дворцов Петербурга (Зимний дворец,
Летний дворец, Домик Петра I, Меньшиковский
дворец).
Продолжить знакомство с императорами России:
Петр I, Екатерина II, Александр II.

1

1

1

6. Достопримечательности
города «Соборы СанктПетербурга»

7. Реки и мосты СанктПетербурга

Практика:
Рассматривание художественных открыток (дворцы
Санкт-Петербурга»,
дидактические игры «Сравни картинку, «Сложи
картинку». Раскраска «Домик Петра 1».
Подвижная игра «Найди пару».
Теория:
Презентация «Известные храмы Санкт-Петербурга
(Исаакиевский собор, казанский собор, «Спас на
крови», Чесменская церковь, Никольский собор).
Беседа по презентации «Соборы и церкви». Беседа о
соборах и церквях Санкт-Петербурга
Практика:
подвижная игра «Найди пару» (дети должны найти
пары одинаковых картинок (соборы и церкви).
Дидактические игры: «Сравни картинку» (соборы с
разных ракурсов и в разное время года). «Собери
картинку» (разрезанные на части изображения
соборов (5/6 частей).
Рисунок «Дорисуй колоннаду Казанского собора
(раздаточные листы)»
Теория:
Прослушивание песни про «Поцелуев» мост.
Просмотр презентации «Реки и каналы СанктПетербурга (Нева, Мойка, Фонтанка, Обводный
канал)».
Беседа об этимологии названий рек.
Практика:
Игра «Доскажи словечко» (стихи про реки СанктПетербурга) Конструирование «Построй мост через
реку».
Подвижная игра «Кони на Аничковом мосту»

1

1

8. Памятники СанктПетербурга

Теория:
Беседа о том, что такое памятник и кому его могут
поставить.
Презентация «Самые известные памятники СанктПетербурга (Медный всадник, Памятник Екатерине
2, Памятник Николаю 1).
Знаменитые скульптурные группы: Атланты и Кони
Клодта.
Практика:
Дидактическая игра: «Что исчезло» (из выложенных
в ряд памятников убирается один, название которого
должны вспомнить дети).
Дидактическая игра «Сложи картинку» (разрезанные
на части (6/8 частей) изображения памятников СанктПетербурга)
Подвижная игра «Кони на Аничковом мосту»

1

9. Санкт-Петербург - центр
науки

Теория:
Беседа «Наука в жизни людей» (изобретения, как
изменялись вещи на протяжении многих лет).
Презентация
«Облик
наиболее
известных
образовательных зданий Петербурга (Здание 12
коллегий, Публичная библиотека, Музей ЖД
транспорта, Зоологический музей»).
Практика:
Игра «Отгадай загадки»,
Дидактическая игра: «Лото «Профессии» (учитель,
археолог, ученый-исследователь)».
Дидактическая игра «Посмотри и запомни» (вопросы
по изображению, продемонстрированному детям в
течении 25 секунд).
Творческое задание: Нарисуй поезд будущего.
Подвижная игра «Где мы были мы не скажем, а что
делали покажем» (тема «Профессии»)

1

10. Санкт-Петербург
искусство

и

Теория:
Беседа
«Виды
искусства
(изобразительное,
архитектура)». Презентация «Художественные музеи
Санкт-Петербурга
(Эрмитаж,
Русский музей,
Академия
художеств)».
Беседа
«Жанры
изобразительного искусства».
Практика:
Дидактические игры «Раздели на группы (виды
искусства)»,
Игра «Изобрази» (дети получают репродукции
картин и должны, изобразить происходящее на ней
так, чтобы остальные дошкольники отгадали что это
за картина (несколько картин лежит перед
отгадывающими детьми).

1

11. Санкт-Петербург и
искусство

Теория:
Беседа «Виды искусств (литература, музыка, театр)».
Презентация «Музеи и театры Санкт-Петербурга
(Александринский театр, Михайловский театр,
Музей-квартира А.С Пушкина).
Практика:
Игра «Раздели на группы (жанры изобразительного
искусства)»,
Раскраска «Бал во дворце»

1

12. Итоговое занятие

Проведение Викторины «Знаток города». Дети
делятся на команды по 5 человек. Материалы
викторины подбирается педагогом самостоятельно на
основании всего пройденного материала. По
результатам викторины всем детям выдаются
дипломы «Знаток Санкт-Петербурга». В процессе
занятия по ответам детей педагог оценивает качество
усвоения материла.

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Рабочая программа дополнительного образования "Знакомство с Петербургом" для детей
дошкольного возраста 5-7 лет спроектирована в соответствии с тремя научными
подходами,
культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).
деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В.
Давыдов).
личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец).
Дополнительная программа строится на основе следующих принципов:
Принцип
индивидуальности:
педагогу
необходимо
учитывать
индивидуальные особенности каждого ребёнка. Задания
подбираются
в
соответствии
с возможностями и потребностями детей, с учетом их
интересов.
Принцип обучения деятельности. Главная задача – это организация такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем
решения доступных проблемных задач.
Принцип
доступности:
игра
в
дошкольном
возрасте
является ведущей деятельностью и обучающей средой,
поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.
Принцип развития: целостное развитие личности ребенка и готовность личности к
дальнейшему развитию.
Принцип
психологической комфортности: предполагает
психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип системности: работа должна проводиться систематически, весь учебный год,
при гибком распределении программного материала в течение месяца.
Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей детей группы.
Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно,
в определенной системе.
Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности.
Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Формы организации
Дискуссии
Решение проблемных ситуаций - Беседа
Игры
Системы последовательных заданий - Демонстрация
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, плакаты, презентации)
Репродуктивные (дидактические игры, подвижные игры, викторины)
Частично-поисковые (беседы, игры)
Исследовательские (рисунки)
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие
Игровые технологии

Технологии коллективного творчества
Личностно – ориентированное обучение
Наглядные средства обучения:
Дидактические игры
Игрушки
Иллюстрации
Раздаточный и изобразительный материал
Рабочие листы с заданиями
Презентации по теме
Список литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018
1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для
воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2019. – 288 с.
2. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Музеи, которые нас ждут. Путешествие для детей и их
родителей по музеям Санкт-Петербурга. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. – 56 с.
3. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Часть 1.. СПб.:
СМИО Пресс, 2007. – 64 с.
4. Коробкова Е.Н и пр. С днем Рождения, Петербург!: Путешествия малышей с
родителями по городу.- С-Пб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.- 36 с.:ил.
5. Крюковских А. Санкт-Петербург: Памятники искусства. СПб, 2004 6. Никонова Е. Первые
прогулки по Петербургу. СПб., 2004
7. Серова З. Петербургский задачник для малышей. СПб., 2003
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие
этапы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Возраст
детей
5-7 лет

Входной
1 занятие

Текущий
11

Итоговый
12 занятие

Входной контроль проводится на первом занятии, с целью выявления
первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей.
Формы входного контроля: 

беседы с детьми;

проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и
условий образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных
особенностей обучающихся, через наблюдение за продуктами творчества и ответами на
поставленные вопросы
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми игровых
упражнений, творческих заданий
Формы текущего контроля:

беседа с детьми;

Педагогические наблюдения;

Контроль качества выполнения заданий;

Викторина


Итоговый контроль определить эффективность образовательной деятельности и
уровень творческого развития
Формы итогового контроля:

Викторина «Знаток города»
Форма предъявления результата освоения программы: 
 Выдача диплом о прохождении программы

Формы проведения диагностики:

Анализ продуктов детской деятельности;

Диагностические задания
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе в начале и
конце обучения на каждого обучающегося заполняется «Диагностическая карта», разработанная
авторами
программы. Критерии
оценки
планируемых результатов представлены в
приложении 1.

Приложение 1
Диагностическая карта уровня знаний по программе «Знакомство с Петербургом»
Фамилия и имя ребенка___________________________________
Даты обследования __________________
Возраст_________________________
Группа_________________________
Вопросы
1. Кто основал город Санкт-Петербург и как это было?
Начало года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Конец года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Как выглядит герб Санкт-Петербурга и почему именно так?
Начало года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Конец года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Выбери из предложенных картинок те, где изображены символы Санкт-Петербурга
(предлагаются изображения с символами разных городов)
Начало года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Конец года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Назови известные здания Санкт-Петербурга (ребенку предъявляются картинки с
изображениями: Адмиралтейство, Зимний дворец, Домик Петра I, Летний дворец,
Публичная библиотека, Здание Биржи, здание Двенадцати коллегий, Петропавловская
крепость,
Петропавловский собор, Русский
музей, здание Академии
художеств,
Исаакиевский собор, Спас на Крови, Казанский собор, Чесменская церковь, Никольский
собор, Смольный собор, Александринский театр, Михайловский замок, здание Русского
музея, Гостиный двор).
Начало года
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Конец года
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Назови архитектурный элемент зданий (колонна, портик, шпиль, купол)
Начало года
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Конец года
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Назови реки Санкт-Петербурга:
Начало года
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Конец года
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Вспомни названия памятников и скульптур Санкт-Петербурга (ребенку предъявляются
картинки с изображениями памятников Санкт-Петербурга: Медный всадник, Памятник
Петру I, Памятник Николаю I, Памятник Екатерины II, памятник Крылову, кони Клодта,
Александрийская Колонна, Ростральные колонны)
Начало года
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Конец года
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Почему ты можешь гордиться тем, что живешь в Петербурге?
Начало года
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Конец года
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Критерии оценки делятся на качественные и количественные. Номера вопросов предполагающие
качественную оценку ответов (1, 2, 8). Номера вопросов предполагающие количественную оценку
(3, 4, 5, 6, 7).

Высокий уровень – На вопросы 1, 2, 8 ребенок дает правильный развернутый ответ,
состоящий из нескольких предложений. Правильно выбирает 3-4 символа СанктПетербурга. Называет 12-15 известных знаний Петербурга, 4 – 5 памятников или скульптур.
Называет 3 реки или канала Санкт-Петербурга, называет 3 архитектурных элемента зданий. .
Средний уровень – На вопросы 1, 2, 8 ребенок выборочно дает правильные ответы.
Правильно выбирает 1-2 символа Санкт-Петербурга. Называет 7 - 11 известных знаний
Петербурга, 2 – 3 памятника или скульптуры.
Называет 1 реку города, называет 1-2 архитектурных элемента зданий. Ребенок справляется с
заданиями с минимальной помощью взрослого.
Низкий уровень – На вопросы 1, 2, 8 ребенок отвечает с трудом, ответы односложные.
Может выбрать только 1- 2 символа Санкт-Петербурга. Называет менее 7 известных зданий
Санкт-Петербурга. Не может назвать реки или канала Санкт-Петербурга, не может назвать
архитектурные элементы зданий. Нужна значительная помощь взрослого.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.