умники и умницы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Умники и умницы»:
социально-педагогическая (социально-гуманитарная), вид деятельности – подготовка к
школе.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и локальных
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными и предпринимателями Санкт-Петербурга»// Распоряжение Комитета по
образованию СПб от 25.08.2022 № 1676-р.
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Фрунзенского района
Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга
№ 4017-р, от 16.09.2014 г.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет.
Актуальность программы:
Программа составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы,
являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке
информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её
обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом
знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание
комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное
развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование
технологий здоровьесбережения.
 Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных
умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики
письма, но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии,
творческих возможностей детей.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы возросла
потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает
возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы
предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и
воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и
двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость
объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует
развитию мышления и речи. Программа носит развивающий характер, не допускает
дублирования программ первого класса; инвариативна и готовит к любой системе школьного
образования.

Уровень освоения программы – общекультурный
Объем и срок освоения программы – 12 часов, 12 дней
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий для комфортного перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Обучающие:
Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные); соотносить звук и букву; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Сформировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Сформировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Развивать мотивацию к учению.
Развивающие:
Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать
звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного
звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
математических задач.
Воспитательные:
Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные
Научится общим умственным действиям (анализу, синтезу, сравнению, установлению
причинно-следственных связей, абстрагированию, обобщению, классификации),
Узнает математической терминологию;
Получит представление о звуковой системе языка; складывать и читать слоги
Освоит написание в ограниченном пространстве разнообразные линии, элементы
букв, буквы, цифры.
Метапредметные
Освоит элементы логического мышления
Освоит базовые аспекты эвристических методов познавательной деятельности Выработает способность к рефлексии и самооценке
Освоит ключевые коммуникативные компетенции
Личностные
Проявляет устойчивую мотивацию к занятиям.
Идентифицирует себя членом творческого объединения.
Умеет соотносить теоретические знания и практические действия. - Умеет адекватно

оценивать результаты деятельности.
Сформирован интерес к математике и грамоте
Овладеет навыками слушания и выполнения требований педагога, работать в
коллективе, самостоятельно; организовать своё рабочее место, работать с книгой, тетрадью,
раздаточным материалом
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе
принимаются дети с 5 до 7 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и
заявки родителей. Количество детей в группе: не более 15 человек.
Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы занятия:
 Игровая ситуация
 Просматривание тематических презентаций (мультипликационных сюжетов)
 Дидактическая игра
 Проблемная ситуация
 Рассматривание презентаций, иллюстраций, пооперационных карт, картографов
 Конструирование (самостоятельная деятельность, работа в командах) 
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
 Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение,
взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения
определенных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
обучающегося (подгруппы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав
подгруппы может меняться в зависимости от цели деятельности).
 индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Особенности организации образовательного процесса:
Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по
интересам и желанию детей.
При реализации Программы педагог:
 продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
 учит детей правильно переживать позицию успеха и не успеха;
 осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных
педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»;
 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
 планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт
детей, эмоции и представления о мире;
 наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей;
 сотрудничает с родителями.
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:  Непрерывная

образовательная
деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
 Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные
игры, творческие мероприятия, проектная деятельность.
 Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех
видов детской деятельности по интересам и желанию детей.
Материально-техническое оснащение программы: 
 Групповое помещение (кабинет) 
 Компьютер, ноутбук
 Проектор, доска 
 Магнитная доска
 Столы, стулья (по росту и количеству детей). 
 Рабочие тетради;
 Прописи;
 Наглядные дидактические пособия;
 Счетный материал
 Наборы букв
 Мультимедийные презентации (подборка тематических фрагментов мультфильмов)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория

Формы контроля
Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Входной
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)

2

Слоги и слова

2

0,5

1,5

3

Звукобуквенный анализ
слова

1

0,4

0.6

4

Начальные навыки
обучение чтению

1

0,4

0.6

5

Цифры (числа). Счет

1

0,4

0.6

6

Сравнение.

1

0,4

0.6

7

Сложение и вычитание

1

0,4

0.6

Текущий,
(наблюдение,
диагностика)

8

Решение логических задач 1

0,4

0.6

Текущий,
(наблюдение,
диагностика)

9

Геометрическими фигуры и 1
их свойства

0,4

0.6

Текущий,
(наблюдение,
диагностика)

Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)

10

Временные и
пространственные
отношения

1

0,4

0.6

Текущий,
(наблюдение,
диагностика)

11

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговый
(наблюдение,
диагностика)

12

Итого

12

4,2

7,8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Обучающие:
Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные);
соотносить звук и букву; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Развивать мотивацию к учению.
Развивающие:
Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать
звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного
звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
математических задач.
Воспитательные:
Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих
Воспитывать ответственность, дисциплину, самоконтроль, коммуникативные навыки; Формировать мотивацию к познавательной деятельности

Содержание программы
Тема
1. Вводное занятие.
Графомоторные навыки.

Содержание занятия
Теория: Формировать интерес к чтению, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных задач. Формировать
навык самоконтроля и самооценки. Как правильно держать
карандаш, сидеть за партой и писать
Знакомство с многообразием слов., цифр
Практика: слушание и отгадывание загадок. Игра «Подскажи
словечко», «Соедини правильно». Рисование дорожек,
штриховка, раскрашивание предметов.
Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.

2. Слоги слова

3. Слоги и слова

4. Звукобуквенный
анализ слова

5. Начальные навыки
обучение чтению

6. Цифры (числа).
Счет

Теория: Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство гласными буквами и звуками. Развитие
фонематического слуха
Практика:
Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор иллюстраций», «Вставь
букву», «Доскажи словечко», «Назови ласково»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство согласными буквами и звуками. Твердые и мягкие
согласные.
Практика: Учить называть первый звук в слове, чтение простых
слогов
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория:
Закрепление знаний букв. Знакомство с твердыми и мягкими
согласными. Парными гласными
Практика: Нахождение звука в слове (начало, середина, конец)
отгадывание загадок, работа в тетрадях, придумывание слов с
заданным звуком. Игры со звуками.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Побуждать к самостоятельному чтению
Продолжать показывать, как делить слова на слоги. Объяснять,
как соединять отдельные слоги так, чтобы получались слова.
Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу
в решении познавательных задач. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Практика: Чтение простых слогов по букварю О. Жуковой.
Д.И «Где спрятался звук», «Подели слово на слоги путем
опускания
подбородка»
Теория:
Цифры
первого десятка Установление соответствия
Контроль:
Педагогическое
наблюдение,
контрольПрямой
качества
между
количеством
предметов,
числом и цифрой.
и
выполнения
заданий.
обратный счет. Порядковый и количественный счет. Какие числа
- соседи. Понятие «предыдущее» и «последующее». Состав
числа из двух меньших (до 5)
Практика: Устный счет до 10, прямой и обратный. Поиск
четных и нечетных чисел. Поиск соседей числа. Определение
состава числа из двух меньших чисел. Моделирование
плоскостных и объемных фигур, Дидактические игры:
«Разноцветные цифры», «Составь задачу и реши ее» (палочки
Кьюзинера). Дидактические игры «Выложи цифру», «Найди
пару», «Дорисуй фигуру», «Сравни числа», «Найти по плану»,
«Дорисуй половинку», «Раздели на части». «Интересные
задачки». Рабочие листы. Схемы с заданиями.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

7. Сравнение.

8. Сложение и
вычитание

9. Решение
логических задач

10. Геометрическими
фигуры и их
свойства

Теория: Понятие «сравнение», знаки «<, >,= »
Практика: Задание на поиск большего и меньшего, поиск
равенств и неравенств, сравнение предметов, сравнение чисел.
Дидактическая игра «Где больше, где меньше»
Рабочие листы. Карточки с заданиями.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Понятие арифметических действий «сложение»
и «вычитание». Знаки плюс и минус. Название чисел при
сложении и вычитании. Переместительные свойства сложения.
Понятие об арифметических задачах, записывание задач с
помощью математических знаков, цифр, чисел. Составление
задач. Части и целое.
Практика:
Решение
равенств,
переместительные
свойства сложения. Дидактическая игра, используя счетный
материал (счетные палочки» «Составь пример», «Составь
задачу и реши ее, используя цифры и знаки». Дидактическая
игра «Раздели на части» с использованием раздаточного
материала и бумаги, работа со счетными палочками.
Математические цепочки на решение примеров. Рабочие
листы. Карточки с заданиями. Контроль: Педагогическое
наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Понятие о логических задачах.
Практика: Решение логических задач с использованием
палочек Кьюзинера, счетных палочек. Дидактические игры
«Логический квадрат» и «Логическая цепочка», «Найди фигуру
по
описанию»,
«Составь
пример»
,
«Установи
закономерность», «Назови наоборот» «Измени фигуру». Рабочие
листы.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения
заданий.
Теория:
Название
элементов геометрических фигур (вершины,
стороны, углы). Свойства фигур (цвет, размер, форма).
Преобразование одних фигур в другие. Многоугольники.
Объемные геометрические фигуры.
Практика: Определение фигур. Дорисовывание геометрических
фигур до знакомых предметов. Преобразование одних фигур в
другие. Классификация геометрических фигур по различным
свойствам. Решение логических задач на анализ и синтез
предметов, составленных из геометрических фигур.
Моделирование объемных фигур. Дидактические игры с
использованием конструктора Блоки Дьенеша, счётных палочек:
«Составь фигуру», «Разные домики» (цвет, форма, величина),
«Мастерская форм» (с использованием развернутых схем).
Слуховой диктант «Выложи фигуру». Рабочие листы.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

11. Временные и
пространственные
отношения

12. Итоговое
занятие

Теория:
Познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев;
дать представления о последовательности дней недели,
месяцев. Пространственные
представления:
между,
посередине, на, над, под, справа, слева, внутри, снаружи,
впереди. Понятия «далеко», «близко», «дальше», «ближе»,
«высоко», «низко», «рядом», «внутри», «вне»
Практика:
Установление последовательностей времени года, месяцев,
недель, суток с использованием дидактических пособий
«Времена года» (плакат), «Изучаем время». Дидактические игры:
«Матушка неделя», «Двенадцать месяцев», «Дни недели»,
«Время суток», «День и ночь», «Часы», «Когда это бывает»
Дидактические игры с использованием конструктора «Расскажи
про свой узор», «Что изменилось?», «Где какая фигура?».
Дидактические
игры:
«Дорисуй
предмет»,
«Сравни»,
«Наоборот». Дидактические игры (блоки Дьенеша) «Сложи
узор», «Где какая фигура находится?». Рабочие листы.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Практика:
Называть первый звук в слове, соотносить звук с буквой, делить
слова на слоги, читать слоги
Уметь считать до 10, знать цифры; уметь соотносить количество
предметов с цифрой; уметь отсчитывать количество на один
предмет больше и на один предмет меньше; уметь сравнивать две
группы предметов, по-разному расположенных; уметь
раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины;
называть геометрические фигуры, их величину и цвет; уметь
ориентироваться в пространстве, времени, называть части суток
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

Календарно-тематический план
Программы «Умники и умницы»
Раздел / №
занятия

Тема занятия

Количество часов
очно
план

1. Вводное занятие.
Графомоторные
навыки.

2. Цифры (числа). Счет

Теория
Беседы: «Для чего нужна математика?», «Как бы
жили мы без букв?»: для чего надо уметь читать,
краткий обзор краткий обзор, чему дети научатся
Практика:
Слушание и отгадывание загадок. Игра «Подскажи
словечко», «Соедини правильно». Рисование
дорожек, штриховка, раскрашивание предметов.
Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д.
Теория
Коммуникативная
игра «Мы
– друзья» соответствия
Цифры
первого десятка
Установление
Пальчиковая
игра «Дружат
в нашей
группе»
между
количеством
предметов,
числом
и цифрой.
Прямой и обратный счет. Порядковый и
количественный счет. Какие числа - соседи. Понятие
«предыдущее» и «последующее». Состав числа из
двух меньших (до 5)
Практика:
Устный счет до 10, прямой и обратный. Поиск
четных и нечетных чисел. Поиск соседей числа.
Определение состава числа из двух меньших чисел.
Моделирование плоскостных и объемных фигур.
Дидактические игры: «Разноцветные цифры»,
«Составь задачу и реши ее» (палочки Кьюзинера),
«Выложи цифру», «Найди пару», «Дорисуй фигуру»,
«Сравни числа», «Найти по плану», «Раздели на
части». «Интересные задачки». Рабочие листы
«Дорисуй половинку, раскрась»
Гимнастика для глаз «Чудеса»

1

1

факт

Дата
планируемая

Дата
фактическая

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

3. Слоги и слова

Теория:
Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство гласными буквами и звуками. Развитие
фонематического слуха
Практика:
Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор
иллюстраций», «Вставь букву», «Доскажи словечко»,
«Назови ласково», «Подбери картинку».
Игра с мячом «Слова короткие и длинные».
Пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»
Дидактическая игра «Подели на слоги»,
Работа с ножницами «Пройди по дорожке» (вырезать
полоски-дорожки разной длинны и ширины,
приклеить)
Упражнение «Раскрась гласные буквы»
Коммуникативная игра «Раздувайся пузырь!»

1

4. Сравнение.

Теория: понятие «сравнение», знаки «<, >, = »
Практика: Задание на поиск большего и меньшего,
поиск равенств и неравенств, сравнение предметов,
сравнение чисел. Дидактические игры: «Где больше,
где меньше», «Цифры перепутались», «Составь
неравенство по картинке». Карточки с заданиями, д.
и. «Лабиринт»
Игра с мячом «Больше, меньше и равно».

1

Рабочие листы «Обведи по точкам знаки. Сравни и
вставь правильный знак».
Динамическая пауза «Вот у нас игра какая»
5. Слоги и слова

Теория:
Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство с согласными буквами и звуками.
Твердые и мягкие согласные.
Практика: Учить называть первый звук в слове,
чтение простых слогов.
Игра «Найди согласные буквы»
Игры с конструктором «Звуковая дорожка»; д. и.
«Составь слог», «Найди пару букве», «Красное –
синее», «Найди картинке ее домик», «Закончи слово»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли
гулять»
Пластилинография буквы, на которое начинается имя
ребенка

1

6. Сложение и
вычитание

Теория:
Понятие
арифметических
действий
«сложение» и
«вычитание». Знаки плюс и
минус. Название чисел при сложении и вычитании.
Переместительные свойства сложения. Понятие об
арифметических задачах, записывание задач с
помощью математических знаков, цифр, чисел.
Составление задач. Части и целое.
Практика: Решение равенств, переместительные
свойства сложения. Дидактическая игра, используя
счетный материал (счетные палочки» «Составь
пример», «Составь задачу и реши ее, используя
цифры и знаки». Дидактическая игра «Раздели на
части» с использованием раздаточного материала и
бумаги, работа со счетными палочками.

1

Математические цепочки на решение примеров.
Рабочие листы с элементарными примерами на
сложение и вычитание (в пределах 5)
Игра м.п. «Как живёшь?»
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
7. Звукобуквенный
анализ слова

Теория:
Закрепление знаний букв. Знакомство с твердыми и
мягкими согласными, парными гласными
Практика: Нахождение звука в слове (начало,
середина, конец)
отгадывание загадок, работа в тетрадях,
придумывание слов с заданным звуком. Игры со
звуками: «Звуковые шапочки», «Найди братца»,
«Красный – синий».
Дидактические игры: «Угадай слово», «Волшебные
кубики», «Буквенный светофор»
Игра м.п. «В нашем магазине товары на звук…»
Игра с мячом «Имена друзей»
Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки»
Аппликация «Засели буквы в свой домик» (буквы
приклеить в соответствующего цвета дом (красный,
синий, зеленый))

1

8. Решение логических
задач

Теория: Понятие о логических задачах
Практика: Решение логических задач с
использованием палочек Кьюзинера, счетных
палочек. Дидактические игры: «Логический квадрат»
и «Логическая цепочка», «Найди фигуру по
описанию», «Составь пример», «Установи
закономерность», «Назови наоборот», «Измени
фигуру», «Разделим пополам»
Игра м.п. «Скажи ответ»
Дыхательная гимнастика «Ветер, ветер, ветерок»
Рабочие листы на логику; со штриховкой

1

9. Начальные навыки
обучение чтению

10. Геометрическими
фигуры и их
свойства

Теория: Побуждать к самостоятельному чтению
Продолжать показывать, как делить слова на слоги.
Объяснять, как соединять отдельные слоги так, чтобы
получались слова.
Формировать интерес к чтению, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки
Практика: Чтение простых слогов по букварю О.
Жуковой.
Дидактические игры: «Где спрятался звук», «Подели
слово на слоги путем опускания подбородка», "
Продолжи словечко", «Повторяющиеся слоги»,
«Помоги художнику, собери слова из картинок»
Проговаривание слоговых цепочек.
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Динамическая пауза «Быстро встали, улыбнулись»
Теория: Название элементов геометрических фигур
(вершины, стороны, углы). Свойства фигур (цвет,
размер, форма). Преобразование одних фигур в
другие. Многоугольники. Объемные геометрические
фигуры.
Практика: Определение фигур. Дорисовывание
геометрических фигур до знакомых предметов.
Преобразование одних фигур в другие.
Классификация геометрических фигур по различным
свойствам. Решение логических задач на анализ и
синтез предметов, составленных из геометрических
фигур. Дидактические игры с использованием
конструктора Блоки Дьенеша, счётных палочек:
«Составь фигуру», «Разные домики» (цвет, форма,
величина), «Мастерская форм» (с использованием
развернутых схем).
Пальчиковая гимнастика «Фигуры»
Лепка «Гусеница» (из шариков разной величины)

1

1

11. Временные и
пространственные
отношения

12. Итоговое занятие

Теория:
Познакомить с часами, днями недели, названиями
месяцев; дать представления о последовательности
дней
недели,
месяцев.
Пространственные
представления: между, посередине, на, над, под,
справа, слева, внутри, снаружи, впереди. Понятия
«далеко», «близко», «дальше», «ближе», «высоко»,
«низко», «рядом», «внутри», «вне»
Практика:
Установление последовательностей времени года,
месяцев,
недель,
суток
с
использованием
дидактических пособий «Времена года» (плакат),
«Изучаем время». Дидактические игры: «Матушка
неделя», «Двенадцать месяцев», «Дни недели»,
«Время суток», «День и ночь», «Часы», «Когда это
бывает» «Сравни», «Наоборот». Дидактические игры
(блоки Дьенеша) «Сложи узор», «Где какая фигура
находится?».
Гимнастика для глаз «Глазки»
Аппликация «Вклей недостающие цифры на часах»
(любые 5 цифр до 10)
Практика
Игры: «Допиши цифру», «Найди пару», «Дорисуй
фигуру», «Сравни числа», «Время суток», «Когда это
бывает», «Реши задачку»
Игры со звуками и буквами: «Звуковые шапочки»,
«Найди братца», «Красный – синий».
Дидактические игры: «Угадай слово», «Волшебные
кубики», «Буквенный светофор», «Соедини буквы в
слоги»
Игровое упражнение «Выложи из счетных палочек
цифры и буквы»
Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть
игрушки» Дыхательная гимнастика «Ветер, ветер,
ветерок»

1

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" для детей дошкольного
возраста 5-7 лет спроектирована в соответствии с тремя научными подходами,

культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).

деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов).

личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец).
Дополнительная общеразвивающая программа строится на основе следующих принципов:

Принцип индивидуальности: педагогу необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребёнка. Задания подбираются в соответствии с возможностями и
потребностями детей, с учетом их интересов.

Принцип обучения деятельности. Главная задача – это организация такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем
решения доступных проблемных задач.

Принцип доступности: игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и
обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на
процесс обучения грамоте.

Принцип развития: целостное развитие личности ребенка и готовность личности к
дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности: предполагает психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
самореализации.

Принцип системности: работа должна проводиться систематически, весь учебный год,
при гибком распределении программного материала в течение месяца.

Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей детей группы.

Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в
определенной системе.

Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу
наглядности.

Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые
виды заданий, стремиться к достижению результата.
Формы организации и проведения занятий
Беседа
Игры
Ролевые игры (деловые)
Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
Системы последовательных заданий
Демонстрация
Упражнение с объяснением и исправлением ошибок - Метод многократного повторения
«делай как я»
Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, наборное
полотно)

Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины) 

Частично-поисковые (беседы, игры, опыты)

Исследовательские (рисунки)

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые технологии

Технологии коллективного творчества

Информационно коммуникативные технологии 

Личностно – ориентированное обучение
Наглядные средства обучения: 

Дидактические игры

Игрушки

Иллюстрации

Раздаточный и изобразительный материал

Рабочие листы с заданиями

Презентации по теме
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие
этапы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Возраст
детей
5-7 лет

Входной
1 занятие

Текущий
11

Итоговый
12 занятие

Входной
контроль
проводится на
первом
занятии,
с
целью
выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения
природных способностей.
Формы входного контроля: 

беседы с детьми;

проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и
условий образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных
особенностей обучающихся, через наблюдение за продуктами творчества и ответами на
поставленные вопросы
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми игровых
упражнений, творческих заданий
Формы текущего контроля:

наблюдения;

диагностика.
Итоговый контроль определить эффективность образовательной деятельности и уровень
творческого развития
Формы итогового контроля:

Совместное итоговое игровое занятие с родителями
Форма предъявления результата освоения программы: 

Презентация успехов, обучающихся;

Формы проведения диагностики:
Опрос
Педагогическое наблюдение;
Контроль качества выполнения заданий;
Срезы знаний и умений детей (педагогическая диагностика по картам контроля –
Приложение 1);

Список литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018
1. Белая А, Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. –
М.:АСТ.2000
2. Жукова О.С. «Букварь для будущих отличников», М.: - Астрель; СПб.: Астрель-Спб, 2010 – 96
с.: ил
3. Колесникова Е.В.Программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитикосинтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний. 2019.
4. Михайлова Н.В., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с
логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.
5. Новикова В. П. Математика в детском саду. М. «Мозаика – Синтез», 2020.
6. Репина Г.А. Математическое
моделирование
на
плоскости
со старшими
дошкольниками. — СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2011.
7. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. — М.: Т.
Ц. Сфера, 2008.

Приложение 1
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе используются
«Диагностические карты», разработанные на основе парциальной программы Колесниковой Е.В.
«Диагностика математических способностей детей 6-7 лет», «Диагностика готовности к чтению и
письму детей 6 -7 лет»
Диагностическая карта уровня знаний и умений детей 6-7 лет
№

Ф.И.
ребенка

Количество
и
счет

Геометрические
фигуры

Временные
отношения

Пространств.
отношения

Логические
задачи

Звуки
и
буквы

Чтение
слогов,
слов

Итого

Н.

Н.

Н.

Н.

Н.

Н.

Н.

Н.

К.

К.

К.

К.

К.

К.

К.

К.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Н. – начало реализации программы
К.– конец реализации программы

Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в
самостоятельной деятельности ребенка, в
совместной деятельности с взрослым.
Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к
достаточному) - проявляется неустойчиво, ребёнок
справляется с заданием с помощью взрослого. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к
достаточному» отражают состояние нормы
развития и освоения Программы.
Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не
проявляется ни в одной из ситуаций, на все
предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить
задание самостоятельно.
Итоговый уровень: 0 - 7 баллов – низкий уровень; 8 - 16 баллов – средний уровень; 17 - 21 балл –
высокий уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.