зеленая планета

Пояснительная записка
Направленность дополнительной
общеразвивающей
программы
«Зеленая
планета»:
естественнонаучная, так как направлена на освоение методов научного познания мира,
формирование и развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей
обучающихся. Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и
локальных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и индивидуальными и предпринимателями Санкт-Петербурга» //
Распоряжение Комитета по образованию СПб от 25.08.2022 № 1676-р.
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Фрунзенского района Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по
образованию Санкт-Петербурга № 4017-р, от 16.09.2014 г.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет.
Актуальность программы:
 Программа составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы,
являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке
информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными
приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с
увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.
 Программа предоставляет возможность формирования у ребенка осознано
–
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми
он знакомится в дошкольном детстве.
 Программа
предусматривает
повышение
познавательной
активности,
творческого
воображения, степени усвоения знаний и умений, формированию более широких понятий,
самостоятельности мышления у обучающихся.
 Направленная работа на освоение методов познания мира создает благоприятные условия для
повышения уровня интеллектуального развития личности: инициативы, творчества, уникальности ума,
саморегуляции.

Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы
произошло обострение экологической проблемы в стране и в мире в целом, что диктует
необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения
экологического сознания, культуры природопользования. Система ценностей начинает
формироваться в дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с
которого начинается Родина маленького человека. Природа, история и культура родного края
должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах
деятельности: общение, созидание, сотворчество обучающихся и взрослых. В период
дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному
миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического

воспитания является формирование у ребенка осознано – правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится.
Уровень освоения программы – общекультурный
Объем и срок освоения программы – 12 часов, 12 дней
Цель программы – формирование у обучающихся системы ценностных отношений к
природе, животному и растительному миру.
Задачи программы:
1.
Обучающие:

учить обучающихся видеть и понимать красоту живой природы;

формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; 

дать представления о знаниях по зоологии, познакомить обучающихся с условиями
жизни животных в естественных условиях и с охраняемыми животными, вошедшими в Красную
книгу;


дать представления обучающимся об окружающем растительном мире, ролью растений
в жизни людей, о растениях, занесённых в Красную книгу;

знакомить с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и
человека.
2.
Развивающие:

развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным,
нравственные и эстетические чувства;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
3.
Воспитательные:

воспитывать у обучающихся духовно-нравственные качества: любовь к людям и
природе, стремление к добрым поступкам;

воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты:
1. Личностные
- будут воспитаны такие качества, как наблюдательность, умение вести себя в природе,
бережное отношение к природным богатствам;
- будут сформированы представления о том, что человек – часть природы, что он должен
беречь, охранять и защищать ее;
- будет более развито воображение и творческая активность.
2. Предметные
- уточнены, систематизированы и углублены знания о растениях, животных и
природных явлениях края, а также расширены представления о многообразии
растительного и животного мира разных климатических зон;
-сформированы знания о жизненно необходимых условиях человека, животных и растений
(питание, рост, развитие);
- сформированы представления о причинно-следственных связях внутри природного
комплекса.
3. Метапредметные
- ребенок научится перерабатывать информацию для получения необходимого
результата, в том числе для создания нового продукта;
- ребенок научится договариваться с людьми (другими детьми), согласовывать с ними
свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе
принимаются дети с 5 до 7 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей.
Зачисление в группы производится с обязательным условием - заявление о зачислении
учащегося от родителей (законных представителей), подписание согласия на обработку
персональных данных. Количество детей в группе: не более 15 человек.
Условия реализации программы:
Программа реализуется по сертификату
дополнительного образования.

персонифицированного

финансирования

Формы организации и проведения занятий: Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Все проводимые занятия, кроме итогового занятия, включают в себя теоретическую и
практическую часть.
Формы работы, используемые для проведения занятий: 

чтение;

беседа;
–
наблюдение;
–
обсуждение;
–
прослушивание тематических сказок и рассказов;

задание;

игра;

просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; 

викторина;
–
конкурс;
–
тематическое оформление помещения;
–
прогулка;
–
работа на природе; 
–
проведение опыта;
–
тематическое мероприятие.
Организация деятельности на занятиях – фронтальная и групповая
Особенности организации образовательного процесса:
Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по
интересам и желанию детей.
При реализации Программы педагог:
 продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
 учит детей правильно переживать позицию успеха и не успеха;
 осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных
педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»;
 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и

самостоятельную деятельность детей;
 планирует
образовательные ситуации,
обогащающие практический
познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
 наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей;
 сотрудничает с родителями.

и

Модели организации образовательного процесса при реализации Программы: 
 Непрерывная образовательная деятельность. Специально организованная деятельность
педагога с детьми.
 Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры,
творческие мероприятия, проектная деятельность.
 Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех видов
детской деятельности по интересам и желанию детей.
Материально-техническое оснащение
Ноутбук - 1 шт.
Стеллаж для пособий – 1шт.
Медиапроектор – 1 шт.
Экран – 1 шт.
Стулья детские – 15 шт.
Стул взрослый – 1 шт.
Контейнеры разного размера – 7 шт.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/
п
1

Наименование
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
контроля

Вводное занятие:
Эколята – друзья и защитники природы!

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

2

Я дружу с Природой!

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

3

Природа – твой друг!
Значит, обижать ее
нельзя!

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

4

Природа – твой друг!
Приди ему на
помощь!

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

5

День домашних
животных

1

0,5

0,5

6

Животные и растения

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности
Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

7

День снега

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

8

Знакомство с Красной
Книгой

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

9

Человек – часть
природы

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

10

Животные
Ленинградской
области

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

11

Правила поведения
на природе

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

12

Итоговое занятие:
Викторина «Знатоки
природы»

1

0

1

Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

12

5,5

6,5

Итого:

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата начала
обучения
занятий

2024

04.02.25

Дата
окончания
занятий

22.04.25

Количество Кол-во Кол-во
учебных
учебных учебных
недель
дней
часов

12

12

12

Режим занятий

1 занятие в
неделю
Вторник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы «Зеленая
планета» направлена на освоение методов научного познания мира, формирование и
развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей
обучающихся.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
1.
Обучающие:

учить обучающихся видеть и понимать красоту живой природы;

формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

расширять знания по зоологии, познакомить обучающихся с условиями жизни животных в
естественных условиях и с охраняемыми животными,вошедшими в Красную книгу;

знакомить обучающихся с окружающим растительным миром, ролью растений в

жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративныхрастений, занесённых в Красную

книгу;

знакомить с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
2.
Развивающие:

развивать у обучающихся потребность общения с природой;

развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным,
нравственные и эстетические чувства;

развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой
3.
Воспитательные:

воспитывать у обучающихся духовно-нравственные качества: любовь к людям и
природе, стремление к добрым поступкам;

воспитывать ответственное
отношение к
окружающей природе.

Содержание программы

№ занятия
1

Раздел программы

Тема занятия

Задачи

Содержание

Вводное занятие.

Праздник «Эколята –
друзья и защитники
природы!».

Посвящение детей в
«Эколята-Дошколята».
Создать у обучающихся
радостное настроение.
Воспитывать бережное
отношение к природе.

2

«Я и природа»

Проведение
Выставки расунков
«Я дружу с
Природой!».

Учить находить связь с
природой. Создать у
обучающихся
благоприятную
атмосферу.

Теория: Беседа о проекте
«Эколята-Дошколята»
Практика: Творческая
коллективная работа
««Эколята – друзья и
защитники природы!»
Дидактическая игра.
«Какой вода
бывает?»
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности
Теория :Круговорот
времён года. Календарь
природы. Какие месяцы в
году?
Практика Выставка
рисунков «Я дружу с
Природой!».
Материалы: Цветные
карандаши, иллюстрации
«Дети и природа».
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности
Теория: Приметы весны.
Раннецветущие растения.
Первые перелётные
птицы, сроки прилёта.
Встреча птиц.

Воспитывать бережное
отношение к природе.

3

«Природа-твой
друг»

Тематическое
занятие «Природа –
твой друг! Значит,
обижать ее нельзя!”

Общие условия для
растений, животных и
людей.
Необходимость
создания

4

«Береги
природу!»

Тематическое
занятие «Природа –
твой друг! Придиему
на помощь!»

соответствующих
условий близких к
природным.
Закреплять умения
вести себя на природе:
не ломать кустов и
деревьев,не оставлять в
местах отдыха мусор.
Сезонные изменения в
природе. Воспитывать
бережное отношение к
природе.
Расширять
представления о
природе, о богатстве
природы.
Развивать
познавательный интерес
к природе.
Познакомить с
особенностями природы
нашего края.
Воспитывать бережное
отношение к природе.

Практика:.
Операция «Осторожно,
муравейник!»
Изготовление знаков
«Берегите природу».
Обучающий фильм
«Природа-друг».
Контроль: Наблюдение,
анализпродуктов детской
деятельности

Теория: Многообразие
растений. Части
растений. Плоды и
семена. Дикорастущие и
культурные растения.
Культурные растения.
Овощные культуры.
Происхождение,
значение овощей в жизни
человека и животных.
Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Растения – долгожители:
мхи и лишайники.
Хвойные и лиственные
растения. Комнатные
растения.
Практика Знакомство с
частями растений
по гербарию и
коллекциям семян.
Строение плода и корня.
Изучение плодов и семян
Изучение
органолептических
свойств овощей и
фруктов
Д.И Модель этажей леса,
«Пищевые цепочки»,
«Чей дом?».
Материалы из
экспериментальной зоны
(камни, песок, глина).
Иллюстрации с
изображением природы.
Модели поведения в
природе,пакеты для
мусора, корзинки.

Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности
5

«Береги природу!»

Тематическое
занятие
«День домашних
животных».

6

«Животный мир»

Тематическое
занятие «Животные и
растения».

7

«Животный мир»

Тематическое
занятие «День снега»

Расширить и обогатить
представления детей о
домашних животных.
Развивать
познавательный
интерес, память,
внимание, мышление,
творческие способности
детей.
Воспитывать чувство
заботы и любви к
своему домашнему
животному, чувство
ответственности за
своего питомца.
Закрепить значение
внешних факторов в
жизни животных
нашего края.
Познакомить
обучающихся с
разнообразием видов
растений в природе.
Формировать знания:
почва как верхний слой
земли, представление
обучающихся о том, что
вредных животных в
природе нет, все
животные необходимы.
Воспитывать любовь и
сочувствие к животным.
Закреплять и расширять
представления о птицах.
Показать связь птиц со
средой обитания.
Воспитывать у
обучающихся
заботливое отношение к
птицам.

Теория: Беседа,
рассматривание
иллюстраций.
Практика: чтение сказок,
рассказов о домашних
животных.
Моделирование
животных, сбор пищевых
цепочек. Творческая
работа «Мой домашний
питомец»
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности
Теория: Видеофильм
«География для самых
маленьких»,
Демонстрационный
материал «Животные
нашего края». Практика :
Дидактическая игра
«Чей след?», «Узнай по
описанию», «Когда это
бывает?»
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности

Теория: Зимние явления
в живой и неживой
природе. Снег.
Снежинки. Лёд. Иней.
Значение снежного
покрова для растений и
животных. «Следы на
снегу». Виды кормушек
для зимующих птиц,
виды корма. Зимующие
птицы. Зимующие птицы
СПб. Практика: Изучение
свойств льда и снега.
Чистый и грязный снег.
Изучение снежинок.
«Следы на белой тропе».
Контроль: Наблюдение,

анализ продуктов
детской деятельности
8

«Природа-твой
друг»

Знакомство с
Красной книгой.

Познакомиться с
Красной книгой.
Формировать
представления о том,
какие виды животных
занесены в Красную
книгу.
Воспитывать бережное
отношение к природе.

Теория: Красная Книга
природы. Странички
Красной Книги.
Охраняемые растения.
Животные из Красной
книги. Места
заповедные. Азбука
поведения в природе.
Практика: Рисуем
Красную книгу.
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности
Теория:
Знакомство с
глобусом, просмотр
видеофильма.
Практика:
Экологическая
игра
«Берегите воду».
Материалы: Глобус,
обучающие
видеофильмы. Маскишапочки животных.
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности

9

«Человек -часть
природы»

Тематическое
занятие «Человек не
может жить без
Природы».

Поддерживать детей в
соблюдении
экологических правил,
вовлекать в
элементарную
природоохранную
деятельность.
Формировать
потребность и желание
жить в гармонии с
природой. Показать
положительное
и
отрицательное
отношение
современного человека
с природой.
Воспитывать бережное
отношение к природе.

10

Животные
Ленинградской
области.

Создание
фотоальбома
«Животные
Ленинградской
области».

Закрепить значение
внешних факторов в
жизни животных.
Сезонные изменения в
жизни животных.
Воспитывать любовь к
животным. Воспитывать
доброту, отзывчивость,
бережное отношение
друг к другу.

Теория: Изучение
фотографий животных,
беседа о них.
Практика: рисуем
животных
Ленинградской области.
Материалы: листы,
краски, фломастеры,
карандаши.
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности

11

Правила поведения
на природе

Тематическое
занятие «Правила
поведения на
природе»

Воспитывать понимание
и любовь ко всему
живому, преодоление
потребительского
отношения к природе

Теория: Культура
поведения в природе по
отношению к растениям.
Создание игровой
ситуации

12

Итоговое занятие

Познавательноэкологическая
викторина «Знатоки
природы».

родного края.

самостоятельного выбора
«Как вести себя в
природе».
Практика: Нарисовать
правила поведения в
природе.
Контроль: Наблюдение,
анализ продуктов
детской деятельности

Закреплять
экологически грамотное
и безопасное для
здоровьячеловека
поведение в природе.
Закреплять
представления о
животных и растениях.
Воспитывать бережное
отношение к
окружающему миру,
любовь к родному краю.

Практика:
экологическая
викторина
«Знатоки
природы».
Дидактическое
оснащение занятий:
модели, аудиозаписи
песен, картины,
трафареты, календарь
природы, плакат,
макет цветка,
дидактические игры.
Контроль:
Наблюдение, анализ
продуктов детской
деятельности

Планируемые результаты:
1. Личностные

–
будут воспитаны такие качества, как наблюдательность, умение вести себя в
природе, бережное отношение к природным богатствам;
–
будут сформированы представления о том, что человек – часть природы, что он
должен беречь, охранять и защищать ее;
–
будет более развито воображение и творческая активность.
2. Предметные
–
уточнены, систематизированы и углублены знания о растениях, животных и
природных явлениях края, а также расширены представления о многообразии
растительного и животного мира разных климатических зон;
–
сформированы знания о жизненно необходимых условиях человека, животных и
растений (питание, рост, развитие); - сформированы представления о причинно-следственных
связях внутри природного комплекса.
3. Метапредметные
–
ребенок научится перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в
том числе для создания нового продукта;
–
ребенок научится договариваться с людьми (другими детьми), согласовывать с ними
свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Календарно-тематический план
№
занятия

Тема занятия

Количество
часов

Дата занятия
План

1

Вводное занятие: Эколята-друзья и
защитники природы!

1

04.02.2025

2

Я дружу с Природой!

1

11.02.2025

3

Природа – твой друг!Значит,
обижать ее
нельзя!

1

18.02.2025

4

Природа – твой друг! Приди ему на
помощь!

1

25.02.2025

5

День домашних животных

1

04.03.2025

6

Животные и растения

1

11.03.2025

7

День снега

1

18.03.2025

8

Знакомство с Красной Книгой

1

25.03.2025

Факт

9

Человек – часть природы

1

01.04.2025

10

Животные Ленинградской области

1

08.04.2025

11

Правила поведения на природе

1

15.04.2025

12

Итоговое занятие:
Викторина «Знатоки природы»

1

22.04.2025

Методические и оценочные материалы
Методические материалы
Для достижения поставленных цели и задач дополнительной общеразвивающей
программы естественнонаучной направленности «Зеленая
планета»
используются
основные методы организации и осуществления познавательной работы, такие как
словесные, наглядные. Выбор способов обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все
методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности,
радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Этому способствуют поощрение, создание положительной мотивации, вызывания эмоций,
интереса.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
–
игра – основной метод проведения занятий,
наглядный метод (демонстрация, презентация, показ),
словесный метод (рассказ, беседа, объяснение),
практический метод (викторины, олимпиады, тематические альбомы, фото-выставки,
выставки рисунков).
Методические приёмы варьируются в зависимости от используемого материала, его
содержания, объёма программных умений, индивидуальных особенностей каждого
обучающегося.
Традиционные формы работы с обучающимися, применяемые в работе:

словесные (объяснение, пояснение, рассказ, беседа, чтение);

наглядные (наблюдение, показ, демонстрация картин, иллюстраций; иллюстрация
картины, фрагмента фильма, музыкальных произведений и пр.; видеометод);

практические (опыты, упражнения, различные вид игр
–
словесные,
дидактические, подвижные).

Список литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018
1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группедетского сада. Экология.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,
2008. – 128 с.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников»
4. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
5. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира».
Педагогическое общество России. Москва 2004.
6. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научноисследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.
7. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного воз- раста. – Чита: Изд-во
ЗабГПУ, 2002.
8. Молодова Л.П. « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
9. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е
изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.
11. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н.
Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
12. Планета – наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и млад- ших школьников/ Сост.
И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва. Лайда, 1995. –288 с. + Прилож. / 96 с./, ил
13. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на эколо-гической тропе / авт. сост.
С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
14. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М.,Линка-Пресс, 2002 г.
– 192 с.
15. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия разви-тия», 1998. – 240 с., ил.
16. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, про- граммы для дошкольников и
начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. –Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
17. Хабарова Т. В. , Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по эко- логии и педагогическая
диагностика экологической
воспитанности
дошкольников. Методическое пособие для
педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
Информационные источники для родителей и детей:
1.
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
2.
Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. –Минск, 2013. – 297с.
3.
Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
4.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -М.:
Просвещение,1981
5.
Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
6.
Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
7.
Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для
воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2005.
8.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и
творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд.- М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.

9.
Мир животных. Упражнения на
проверку
и
закрепление знаний
дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с
детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
10. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001. 11. Рыжова Н.А. «Я и природа».М.:, 1996
12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
13. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издатель-ство АСТ, 2004.
14. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г 15. Шорыгина Т.А. «Зелёные
Сказки»,Москва 2005.
16. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г 17. Шорыгина Т.А. «Птицы какие они?»,
Москва 2005. 18. Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
19. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы:
1.
«Во саду ли, в огороде: игры, опыты, творчество» приложение ж-ла «Обруч».
2.
«Времена года» стихи русских поэтов о природе.
3.
«География для самых маленьких» (ООО «БЕРГ САУНД»).
4.
«Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова.
5.
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1.
6.
«Природа и фантазия» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
7.
«Твои первые животные» (ООО «БЕРГ САУНД»).
8.
«Уроки осторожности» (творческое объединение «Маски»)
9.
Детский развивающий портал «ПочемуЧка».
10.
Детский развлекательно - развивающий сайт «Кошки-мышки»
11.
Сайт «Дошколенок ру.»
12.
Сайт «Зоогалактика»
13.
Сайт Детский фенологический парк (ГБДОУ № 106 комбинированного вида Фрунзенского
района Санкт-Петербурга)
Итоговый контроль определить эффективность образовательной деятельности и
уровень творческого развития
Формы итогового контроля:

Викторина «Знаток природы»
Форма предъявления результата освоения программы:
 Выдача диплом о прохождении программы
Формы проведения диагностики:

Анализ продуктов детской деятельности;

Диагностические задания
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе в начале и
конце обучения на каждого обучающегося заполняется «Диагностическая карта», разработанная
авторами
программы. Критерии
оценки
планируемых результатов представлены в
приложении 1.
Оценочные материалы
Для реализации дополнительной
общеразвивающей программы естественнонаучной
направленности «Зеленая планета» педагогом дополнительного образования проводится
оценка индивидуального развития обучающихся в рамках педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы

исключительно для решения задачи индивидуализации образования и оптимизации
работы с обучающимися. Достижения обучающихся должны рассматриваться педагогом
дополнительного
образования
с
позиции деятельности, которую он осуществляет
совместно с обучающимися.
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы естественнонаучной направленности «Зеленая планета» являются:
педагогический
мониторинг показателей развития
познавательных
процессов
(восприятия, памяти, внимания, мышления, творческого воображения) и освоения навыков
мыслительной деятельности у обучающихся. Основным методом мониторинга является
педагогическое наблюдение.
наблюдение и фиксация изменений в характере занятий обучающихся в свободное
время (выбирают развивающие игры, наблюдают за растительным и животным миром,
привлекают к игровой и экспериментальной деятельности других и т.д.),
-

организация выставок работ обучающихся,

-

организация олимпиад, викторин, квестов,

-

презентация итогов работы в виде экологической викторины.

Результаты наблюдения фиксируются в «Протокол результатов наблюдения». Анализ
результатов наблюдения дает возможность педагогу дополнительного образования
корректировать
программу,
а
также
индивидуализировать
подачу материала в
зависимости от результатов анализа.
Предлагаемый мониторинг разработан с целью оценки изменений, которые
проявляются в развитии познавательной и творческой сферы, и оценки освоения
обучающимися соответствующих умений и навыков в ходе реализации
дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности
«Зеленая
планета».
Оценочные
материалы
позволяют
определить
достижение
обучающимися планируемых результатов программы,
включают
различные
диагностические материалы (тестовые задания) и разработанные критерии оценки. Форма
фиксации
результата.
Протоколы
мониторинга
заполняются
педагогом
дополнительного образования в начале и в конце учебного периода. (Приложение 2)
Диагностические и оценочные материалы входного и итогового контроля основываются
на подборе заданий определения уровня познавательных процессов (внимания, памяти,
мышления, восприятия и творческого воображения). Тестовые и игровые задания по
мониторингу в начале и в конце учебного периода подбираются по аналогии с представленными
(Приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Диагностические и оценочные
обучающихся

материалы входного и итогового контроля

«Живая природа»
Задание: «Растительный мир».
Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли
группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные
растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками,
овощами, фруктами.
Расскажи, чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь,
покажи их на картинке.
1.

2.

Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

3.

Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4.

Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?

5.

Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?

6.

Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.

7.

Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?

8.

Назови органы растения и их функции.

9.

Назови стадии развития и роста растения.

10.

Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.

11.

Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12.

Для чего растениям нужна вода?

13.

Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

14.

Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

Инструкция к проведению
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1. Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл
вопросов воспитателя – 3 балла.
2. Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по картинке –1 балл
Высокий уровень - 29 – 42 балла.
Средний уровень – 19 – 28 баллов.

Низкий уровень – 14 – 18 баллов.
Задание: «Животный мир»

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли
основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких
животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка).
1.

Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2.

Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?

3.

Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только

вводе?
4.

Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

5.

Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?

6.

Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются? 7.
Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?

Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других
Животных?
9.
Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
10. Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы,
насекомые.
8.

11.

Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?

12.

Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

13.

Сравни живую рыбку с игрушечной.

14.

Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?

Инструкция к проведению
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,
понимает смысл вопроса – 3 балла.
1.

2.

Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя –2 балла.

3.

Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по картинке – 1 балл

Высокий уровень - 29 – 42 балла.
Средний уровень – 19 – 28 баллов.
Низкий уровень – 14 – 18 баллов.
Характерные особенности времён года
Задание: «Осень»
Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить что

известно о сезонных изменениях.
Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей, работающих в поле,
саду, огороде.
1. Назови приметы осени.
2. Почему осень называют «золотой порой»?
3. Что происходит с растениями осенью?
4. Что собирают с полей и огородов?
5. Почему осенью становится меньше насекомых?
6. Куда улетают птицы?
7. Как животные готовятся к зиме?
8. Назови осенние месяцы.
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы по картинкам, ребенок рассматривает картинку и говорит, что на ней
видит.
Критерии оценки:
1. Ребёнок даёт полный правильный ответ, понимает смысл вопроса – 3 балла.
2. Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов –2 балла.
3. Ребёнок допускает много ошибок или не может ответить – 1 балл
Высокий уровень - 21 – 24 балла.
Средний уровень – 11 – 20 баллов.
Низкий уровень – 8 – 10 баллов.
Задание: «Зима»
Цель: систематизировать знания детей о зиме как о времени года, выяснить что известно о
сезонных изменениях в природе и жизни животных.
Материал: картинки – медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.
1. Как ты узнаешь, что наступила зима?
2. Что происходит с природой зимой?
3. Почему уснул медведь?
4. Почему на деревьях зимой нет листьев?
5. Куда зимой пропали насекомые?
6. Почему стало меньше птиц?
7. Какие праздники мы отмечаем зимой?
8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы по картинкам, ребенок рассматривает картинку и говорит, что на ней

видит.
Критерии оценки:
1. Ребёнок даёт полный правильный ответ, понимает смысл вопроса – 3 балла.
2. Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов –2 балла.
3. Ребёнок допускает много ошибок или не может ответить – 1 балл
Высокий уровень - 21 – 24 балла.
Средний уровень – 11 – 20 баллов.
Низкий уровень – 8 – 10 баллов.
Задание: «Весна»
Цель: систематизировать знания детей о весне как о времени года, выяснить что известно о
сезонных изменениях в природе и жизни животных.
Материал: картинки весенней природы, животных, растений.
1. Как изменяется природа весной?
2. Что происходит с растениями весной?
3. Почему возвращаются птицы?
4. Как изменяется погода весной?
5. Что весной делают животные?
6. Чем занимается человек весной на своем участке?
7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?
8. Назови весенние месяцы.
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы по картинкам, ребенок рассматривает картинку и говорит, что на ней
видит.
Критерии оценки:
1. Ребёнок даёт полный правильный ответ, понимает смысл вопроса – 3 балла.
2. Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов –2 балла.
3. Ребёнок допускает много ошибок или не может ответить – 1 балл
Высокий уровень - 21 – 24 балла.
Средний уровень – 11 – 20 баллов.
Низкий уровень – 8 – 10 баллов.

Приложение 2
Диагностическая карта уровня сформированности экологических компетенций у обучающихся
Вопросы

ФИ ребёнка

1 БЛОК
Диагностика уровня сформированности экологических компетенций
Характерные особенности времён года
Осень
Назови приметы
осени.
Почему осень
называют «золотой
порой»?
Что происходит с
растениями осенью?
Что собирают с
полей, огородов?
Почему осенью
становится меньше
насекомых?
Куда улетают птицы?
Как животные
готовятся к зиме?
Что они делают?

Результат
(%)

Назови осенние
месяцы.
Итоговое
количество
баллов
Зима
Как ты узнаешь, что
наступила зима?
Что происходит
природой зимой?

с

Почему уснул
медведь?
Почему на деревьях
зимой нет листьев?
Куда зимой пропали
насекомые?
Почему стало меньше
птиц?
Какие праздники мы
отмечаем зимой?
Чем
ты
любишь
заниматься зимой на
улице?
Итоговое
количество
баллов
Весна

Как изменяется
природа весной?
Что происходит с
растениями весной?
Почему возвращаются
птицы?
Как изменяется погода
весной?
Что весной делают
животные?
Чем занимается
человек весной
своём участке?
Почему у зайца
поменялся цвет
шкурки?
Назови весенние
месяцы.
Итоговое
количество
баллов
Лето
Какое время года
показано на
картинке?
Какие приметы лета
тебе известны?

на

Какая погода летом?
Как изменяется жизнь
животных летом?
Что происходит с
растениями летом?
Каким трудом заняты
взрослые летом на
приусадебном
Что ты любишь
участке?
делать летом?
Назови летние
месяцы
Итоговое
количество
баллов
Итоговое
количество баллов
по всем заданиям
«Характерные
УРОВЕНЬ
особенности
Растительный
времён года» мир
Расскажи, чем
деревья, отличаются
от
кустарников?
Название,
каких
Какие
названия
деревьев
ты знаешь,
цветов
ты знаешь?
покажи их
Покажи
их на
на
картинке

Как растения
приспосабливаются к
сезонным изменениям
в природе?
Где
можно встретить
растения? Как они
приспосабливаются к
разнымовощи условиям
Какие
и фрукты
выращивает
человек?
жизни?
Чем они полезны?
Посмотри на картинки,
раздери их по группам:
деревья, кустарники,
травы, цветы
Относятся
ли растения
к живым существам?
Как ты это определил?
Назови органы
растения и их функции.
Назови стадии
развития и роста
растения.
Разбери картинки по
группам: овощи и
фрукты. Назови их.
Как нужно ухаживать
за
комнатными
растениями?
Для чего растениям
нужна вода?
Почему нужно
рыхлить и удобрять
почву?

Почему нужно беречь
природу? Как человек
использует растения в
своей жизни?
Итоговое
количество
баллов
УРОВЕНЬ
Животный мир
Назови,
каких
домашних животных,
ты знаешь, почему они
так называются?
Какие
звери живут в
лесу?
Почему
их
называют
дикими?
Как
они кормятся?
Каких
животных,
живущих в воде, ты
знаешь? Почему рыбы
могутживёт
жить только
в
Где
дождевой
воде? Что он делает
червяк?
с почвой?
Как
называются
птицы, улетающие на
зиму? Каких
перелётных
птиц уты
Назови
зимующих
нас
птиц. Почему
знаешь?
они так называются?
Какие живые
организмы можно
увидеть под
микроскопом?

Покажи насекомое на
картинке, назови его.
Чем насекомые
отличаются
Как
животные других
животных?
приспосабливаются
к
сезонным изменениям
вПосмотри
природе?на картинки
и распредели их по
группам: звери,
птицы, рыбы,
Разложи
картинки с
насекомые.
изображением стадий
развития и роста. Что
сначала,
что потом?
Относятся
ли
животные к живым
существам? Как ты
это определил?
Сравни
живую рыбку с
игрушечной
Почему нужно
охранять исчезающих
животных? Что такое
«краснаяколичество
книга»?
Итоговое
баллов (раздел)
УРОВЕНЬ
ИТОГО баллов
ИТОГОВЫЙ
УРОВЕНЬ ПОВСЕМ
ПОКАЗАТЕЛЯМ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.