Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга ПРИНЯТО: На общем собрании работников ОУ Протокол № 1 от «27» 08.2024г. УТВЕРЖДЕНО: Приказ №171-ОД от «28» 08.2024г. Заведующий ГБДОУ № 103 Я.Ю. Позднякова , Рабочая программа с детьми второй младшей группы № 1 «Обаяшки» инструктора по физической культуре на 2024-2025 учебный год Автор программы: Инструктор по физкультуре Гулаева Марина Валерьевна. Санкт- Петербург 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Целевой раздел Программы: 1.1 Пояснительная записка: Цели и задачи Программы. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. Краткая характеристика психофизического развития детей 2 младшей группы. 1.2 Интеграция образовательных областей 1.3 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы 2. Содержательный раздел Программы: 2.1. Комплексно-тематическое планирование 2.2. Годовой план-график. 2.3. Тематическая программа 2.4. Физкультурно-массовая работа, работа с родителями 3. Организационный раздел Программы: 3.1. Сетка занятий, требования к организации физического воспитания в соответствии с СанПин, виды физкультурных занятий. 3.2. Организация двигательного режима. 3.3. Физкультурное оборудование и инвентарь, развивающая предметнопространственная среда. 3.4. Программно-методическое обеспечение список используемой литературы 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, Дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической реакции детей, расслабления организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Рабочая программа рассчитана на 2024 – 2025 учебный год. Рабочая образовательная программа разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, и соответствует нормативным и законодательным актам: Конституция РФ, ст.43,72; Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461 – ФЗ «Об образовании в СанктПетербурге»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) (ред. от 21.01.2019 рег.№ 30384) (далее – ФГОС ДО); СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 г. Москва; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Инструктору по физической культуре следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. Цели и задачи Программы Цель программы: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей, формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей; обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Реализация данной цели связана с решением следующих задач: развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации; накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье); формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Программа направлена на: реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников; соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности; усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Принципы построения программы по ФГОС: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. Возрастные особенности детей от 3 до 7 лет. У ребенка с 2 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему. За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным. Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 -7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S – образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений. В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь. В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 – 4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32 – 34 кг по сравнению с 15 – 17 кг в 3 – 4 года. Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения. Проявления в психическом развитии: - хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить; - стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость; - стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами). Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка 6 лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей. К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени – это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость). Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-7 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполненияэтих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще не велики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества): - сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги); - подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); - прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесие; - бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; - бросает теннисный мяч или любой маленький мяч, снежок, мешочек и прочее удобной рукой на 5-8 метров; - хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку. В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей. Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение. Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей в ходе непосредственно образовательной деятельной по физической культуре. Причём, в каждом возрастном периоде непосредственно образовательная деятельность имеют разную направленность: - Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки - В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) - В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д. Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения непрерывной образовательной деятельности: Непрерывная образовательная деятельность по традиционной схеме. Непрерывная образовательная деятельность, состоящая из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности. Ритмическая гимнастика. Соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей. Сюжетно-игровая непосредственно образовательная деятельность. Различные виды непосредственно образовательной деятельности (использование тренажеров и спортивных комплексов, туризм и другие). Младшая группа (от 3 до 4 лет) Задачи физического воспитания. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве. Задачи и содержание работы по физическому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Содержание образовательной области «Физическая культура» направлен, на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта: 1. Развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. 2. Приучать действовать совместно. 3. Формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. 4. Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. 5. Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. 6. Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. 7. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. 8. Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см. 9. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании; ловить мяч двумя руками одновременно. 10. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. 11. Закреплять умение ползать. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании: 1. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. 2. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. 3. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. 4. Формировать желание и умение кататься на санках, трехколесном велосипеде, лыжах. 5. Развивать умение самостоятельно садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. 6. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. 7. Развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. 8. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организовывать подвижные игры с правилами. 9. Поощрять самостоятельные игры детей с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений 1. Основные виды движений Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 22,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны. Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м). Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2-3 раза подряд). Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см. Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием. Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку. 2. Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захваты- вать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни. 3. Спортивные упражнения Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки. Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых. 4. Подвижные игры С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано». Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми». 1.2. Интеграция образовательных областей Физическая культура по-своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение. Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх. Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения. Планируемые результаты: ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм; ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку; ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе; Содержательный раздел. Задачи Содержание обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкальноритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре; Педагог формирует умение организованно выполнять строевые упражнения, находить свое место при совместных построениях, передвижениях. Выполнять общеразвивающие, музыкально-ритмические упражнения по показу; создает условия для активной двигательной деятельности и положительного эмоционального состояния детей. Педагог воспитывает умение слушать и следить за показом, выполнять предложенные задания сообща, действуя в общем для всех темпе. Организует подвижные игры, помогая детям выполнять движения с эмоциональным отражением замысла, соблюдать правила в подвижной игре. • развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал; Педагог продумывает и организует активный отдых, приобщает детей к здоровому образу жизни, к овладению элементарными нормами и правилами поведения в двигательной деятельности, формирует умения и навыки личной гигиены, воспитывает полезные для здоровья привычки. • формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность; • укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, создавать условия для формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности; • закреплять культурногигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни. 1) Основная гимнастика (основные общеразвивающие и строевые упражнения). движения, • Основные движения: • бросание, катание, ловля, метание: прокатывание двумя руками большого мяча вокруг предмета, подталкивая его сверху или сзади; скатывание мяча по наклонной доске; катание мяча друг другу, сидя парами ноги врозь, стоя на коленях; прокатывание мяча в воротца, под дугу, стоя парами; ходьба вдоль скамейки, прокатывая по ней мяч двумя и одной рукой; произвольное прокатывание обруча, ловля обруча, катящегося от педагога; бросание мешочка в горизонтальную цель (корзину) двумя и одной рукой; подбрасывание мяча вверх и ловля его; бросание мяча о землю и ловля его; бросание и ловля мяча в парах; бросание, одной рукой мяча в обруч, расположенный на уровне глаз ребёнка, с расстояния 1,5 м; метание вдаль; перебрасывание мяча через сетку; • ползание, лазанье: ползание на четвереньках на расстояние 4-5-6 м до кегли (взять её, встать, выпрямиться, поднять двумя руками над головой); по гимнастической скамейке, за катящимся мячом; проползание на четвереньках под 3-4 дугами (высота 50 см, расстояние 1 м); ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни по доске; влезание на лесенку-стремянку или гимнастическую стенку произвольным способом (не пропуская реек) и спуск с нее; подлезание под дугу, не касаясь руками пола; • ходьба: ходьба в заданном направлении, небольшими группами, друг за другом по ориентирам (по прямой, по кругу, обходя предметы, врассыпную, «змейкой», с поворотом и сменой направления); на носках; высоко поднимая колени, перешагивая предметы, с остановкой по сигналу; парами друг за другом, в разных направлениях; с выполнением заданий (присесть, встать, идти дальше); по наклонной доске; в чередовании с бегом; • бег: бег группами и по одному за направляющим, врассыпную, со сменой темпа; по кругу, обегая предметы, между двух или вдоль одной линии; со сменой направления, с остановками, мелким шагом, на носках; в чередовании с ходьбой; убегание от ловящего, ловля убегающего; бег в течение 50-60 сек; быстрый бег 10-15 м; медленный бег 120150 м; • прыжки: прыжки на двух и на одной ноге; на месте, продвигаясь вперед на 2-3 м; через линию, (вперед и, развернувшись, в обратную сторону); в длину с места (не менее 40 см); через 2 линии (расстояние 25-30 см), из обруча в обруч (плоский) по прямой; через 4-6 параллельных линий (расстояние 15-20 см); спрыгивание (высота 10-15 см), перепрыгивание через веревку (высота 2-5 см); • упражнения в равновесии: ходьба по прямой и извилистой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м), обычным и приставным шагом; по гимнастической скамье, по ребристой доске, наклонной доске; перешагивая рейки лестницы, лежащей на полу; по шнуру, плоскому обучу, лежащему на полу, приставным шагом; с выполнением заданий (присесть, встать и продолжить движение); на носках, с остановкой. • Общеразвивающие упражнения: • упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса: поднимание и опускание прямых рук вперед, отведение их в стороны, вверх, на пояс, за спину (одновременно, поочередно); перекладывание предмета из одной руки в другую; хлопки над головой и перед собой; махи руками; упражнения для кистей рук; • упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника: потягивание, приседание, обхватив руками колени; наклоны вперед и в стороны; сгибание и разгибание ног из положения сидя; поднимание и опускание ног из положения лежа; повороты со спины на живот и обратно; • упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса: поднимание и опускание ног, согнутых в коленях; приседание с предметами, поднимание на носки; выставление ноги вперед, в сторону, назад; • музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальных занятиях, педагог включает в содержание физкультурных занятий, различные формы активного отдыха и подвижные игры: ритмичная ходьба и бег под музыку по прямой и по кругу, держась за руки, на носках, топающим шагом, вперед, приставным шагом; поочередное выставление ноги вперед, на пятку, притопывание, приседания «пружинки», кружение; имитационные движения - разнообразные упражнения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый котенок, хитрая лиса, шустрый зайчик и так далее). • Строевые упражнения: педагог предлагает детям следующие строевые упражнения: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг по ориентирам; перестроение в колонну по два, врассыпную, смыкание и размыкание обычным шагом, повороты направо и налево переступанием. Педагог выполняет вместе с детьми упражнения из разных исходных положений (стоя, ноги слегка расставлены, ноги врозь, сидя, лежа на спине, животе, с заданным положением рук), с предметами (кубики двух цветов, флажки, кегли и другое). 2) Подвижные игры: педагог поддерживает активность детей в процессе двигательной деятельности, организуя сюжетные и несюжетные подвижные игры. Воспитывает умение действовать сообща, соблюдать правила, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом и в заданном направлении, придавать своим движениям выразительность (кошка просыпается, потягивается, мяукает). 3) Спортивные упражнения: педагог обучает детей спортивным упражнениям на прогулке или во время физкультурных занятий на свежем воздухе. Катание на санках, лыжах, велосипеде может быть организовано в самостоятельной двигательной деятельности в зависимости от имеющихся условий, а также региональных и климатических особенностей. • Катание на санках: по прямой, перевозя игрушки или друг друга, и самостоятельно с невысокой горки. • Ходьба на лыжах: по прямой, ровной лыжне ступающим и скользящим шагом, с поворотами переступанием. • Катание на трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево. • Плавание: погружение в воду, ходьба и бег в воде прямо и по кругу, игры с плавающими игрушками в воде. 4) Формирование основ здорового образа жизни: педагог поддерживает стремление ребёнка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила). 5) Активный отдых. • Физкультурные досуги: досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе, продолжительностью 20-25 минут. Содержание составляют подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, музыкальноритмические упражнения. • Дни здоровья: в этот день проводятся подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный досуг, спортивные упражнения, возможен выход за пределы участка ДОО (прогулка-экскурсия). День здоровья проводится один раз в квартал. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: • воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека; • формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам; • воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, уверенности и других личностных качеств; коммуникабельности, • приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития; • формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни Комплексно-тематическое планирование. МЕСЯЦ Сентябрь 1 и 2-я неделя ТЕМА Здравствуй, детский сад! Формы работы -подвижные игры (знакомые детям); - хороводные игры 3 и 4-я неделя Октябрь 1 и 2-я неделя 3 и 4-я Ноябрь 1 и 2-я неделя Работа с мячом «Мы растём здоровыми.» Развитие координации движений, равновесия, прыжков «Осень, осень к нам пришла!» Работа с мячом ОРУ «С мячом» Броски мяча об пол, попытки ловить, п/и «По ровненькой дорожке» Спортивный досуг в форме игры-путешествия. Ходьба по доске, перепрыгивание через палочки Игровое физкультурное занятие. ОРУ(с листочками) П/И «Найди свой цвет» ОРУ «С мячом» Броски мяча об пол, попытки ловить, п/и «Путешествие в осенний лес» Спортивный досуг «Румяные щёчки» (неделя здоровья) ОРУ «Здоровячки» Досуг «В гостях у Матрёшки» Работа с мячом ОРУ «С мячом» Броски мяча двумя руками из-за головы вдаль, броски мяча воспитателю и ловля. День матери! Спортивный досуг, посвящённый «Дню Матери» ОРУ «С платочком» Ходьба по гимнастической скамейке, ползание в туннель п/и «Медведь» ОРУ «С большим мячом» Бросание мяча двумя руками снизу вперёд и вверх п/и «Самолеты» ОРУ «С косичкой» Игра «Полоса препятствий» П/И «Весёлые зайчата» ОРУ «С малым мячом» Метание маленького мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель(корзину, ящик) с расстояния 100-125 см. 3и 4-я Декабрь 1 и 2-я неделя В гости к мишке мы пойдем! 3 и 4-я Весёлые мячики! Январь 1 и 2-я неделя К нам пришла зима! Неделя здоровья! 3 и 4-я Мой весёлый звонкий мяч! п/и «Снежинки и ветер» Февраль 1 и 2-я Быстрые снежинки! 3 и 4-я В королевстве весёлых мячей! Первые старты с папой! Март 1 и 2-я неделя Весна, весна на улице! 3 и 4-я «Мой весёлый мяч» Апрель 1 и 2-я неделя Игровое занятие! 3 и 4-я Мой весёлый, звонкий мяч! Май 1 и 2-я неделя Светит Солнышко в окошко. 3 и 4-я Весёлые мячики! ОРУ «С кубиками» Прыжки из обруча в обруч. Прыжок через предмет высотой 5-10 см. Проползание в обруч, расположенный вертикально на полу. ОРУ «С мячом» Катание мяча педагогу двумя руками в положении сидя и стоя. п/и «Заячий концерт» Спортивный досуг. ОРУ «С обручем» Прыжок в длину с места Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. «Грачи и автомобиль» ОРУ «С мячом» Катание мяча друг другу с расстояния 1-1.5 м, Бросание мяча вверх и попытки ловить. п/и «Жуки» Народные подвижные и хороводные игры: «Солнышко», «Заинька», «Гуси – гуси, га-гага..» ОРУ «С мячом» Бросание мяча вверх и попытки ловить. Бросание мяча о землю и попытки ловить. П/И «Цыплята на полянке» ОРУ «С платочком» Прыжок на 2-х ногах, пытаясь продвигаться вперёд. Ходьба по дощечкам, положенным на расстояние 1015 см одна от другой. п/и «Лягушки» ОРУ «С большим мячом» Бросание мяча от груди двумя руками. Бросание мяча воспитателю и ловля. Броски мяча об пол, ловля, вверх ловля. п/и «Одуванчики» Тематическая программа. Ходьба 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ходьба обычная в колонне. Ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую. Ходьба на носках. Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба с выполнением заданий. Ходьба змейкой. Приставные шаги вперёд и назад. Ходьба в горку и с горки Бег 1. Бег в колонне. 2. Бег по кругу, взявшись за руки, держась за верёвку. 3. Бег в разных направлениях. 4. Бег с одной стороны площадки на другую. 5. Бег по прямой и извилистой дорожке. 6. Бег в чередовании с ходьбой. 7. Бег с остановкой. 8. Бег со сменой направления. 9. Бег с ловлей и увертыванием. 10. Бег в медленном темпе (50-60с) Прыжки 1. 2. 3. 4. 5. 6. Метание 1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 м в положении сидя, ноги врозь. 2. Катание мячей через ворота (ширина 50-60 см) с расстояния 1-1.5 м. 3. Бросания мяча двумя руками от груди. 4. Бросание мяча двумя руками из-за головы. 5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1.5 м. 6. Бросание мяча вверх и попытки ловить. Подпрыгивание на 2-х ногах (ноги вместе, ноги врозь) Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд. Прыжок в длину с места(30-40 см) Прыжки из обруча в обруч. Прыжок через предмет высотой 5-10 см. Прямой галоп. 7. Бросание мяча о землю и попытки ловить. 8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку. 9. Бросание маленького мяча одной рукой через верёвку, сетку. 10. Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу от груди с расстояния 1.5-2 м. 11. Метание в горизонтальную цель одной рукой. 12. Метание мяча , мешочка с песком вдаль правой и левой рукой. 13. Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1.5 м Равновесие 1. 2. 3. 4. 5. Остановка во время ходьбы , бега. Ходьба и бег по прямой дорожке. Ходьба по доске,20 см. Ходьба по извилистой дорожке. Перешагивание через лежащие на земле предметы, расстояние 20,25 см. 6. Ходьба по гимнастической скамейке. 7. Ходьба по кирпичикам, положенным на расстоянии 20-25 см. 8. Ходьба по шнуру. 9. Перешагивание через препятствия. 10. Ходьба по наклонной доске, один конец приподнят на 2030 см. 11. Стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие. 12. Кружение на месте в одну и другую сторону. Лазание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ползание в прямом направлении на расстояние 4-6 м. Ползание змейкой, между расставленными предметами. Ползание на четвереньках по доске, положенной на пол. Подползание под верёвку, дугу(высота 40 см) Ползание по наклонной доске, закреплённой на второй перекладине гимнастической стенки. Переползание через бревно. Проползание в обруч, расположенный вертикально на полу. Лазание по наклонной лестнице. Влезание на гимнастическую стенку и слезание с неё. План спортивно - массовых мероприятий на 2024-2025 уч. год. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Мероприятие Спортивный досуг: «Путешествие по спортивным станциям» Определяем уровень ФП Досуг «В городе Здоровячков!» Дети старших и подготовительных групп Дети младших и средних групп. Спортивный досуг: «Как мы маме помогаем» Досуг «Мой весёлый звонкий мяч» Дети подготовительных групп. Дети младших и средних групп. Январь Апрель Дети старших и подготовительных групп. Дети младших и средних групп. Досуг «Зимушка-зима спортивная пора!» Март Дети старших и подготовительных групп Дети младших и средних групп. Весёлаяфизкультура: «В гостях у Светофора» (ПДД) Первые старты! Спортивный досуг: «Олимпийские надежды!» По зимним видам спорта Февраль Участники Дети младших и средних групп. Первые старты с папой! (ДОУ и район) Дети старших и подготовительных групп. Дети средних, старших и подготовительных групп. А ну-ка, мальчики! Район Досуг «Весна, весна на улице» Команда детей подготовительной группы. Дети младших и средних групп. Праздник спортивного танца! Весёлые старты! Досуг «В гостях у доктора Айболита» Дети подготовительной группы. День Космонавтики! Район Дети старшей группы Дети младших и средних групп. Май Досуг «Курочка и цыплята» Дети младших групп. День Победы! Дети средних, старших и подготовительных групп. План взаимодействия с родителями. Месяц Темы консультаций. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Темы выступлений на родительских собраниях. Знакомство родителей с правилами посещения физкультурных занятий и задачами физического воспитания на год. Гигиеническое значение физкультурной формы. Подвижные игры дома! Оформление наглядной информации. Комплексы упражнений по профилактике плоскостопия у детей. Домашние задание по физической культуре. Внимание! Плоскостопие! Январь Февраль Первые старты с папой! (спортивный досуг) Март Индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации. Апрель Май Совместные занятия спортом детей и родителей. Инвентарь и место для занятий. Итоги года, чему мы научились? 3.Организационный раздел. РАСПИСАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА 2024- 2025 уч. год Понедельник I младшая гр.№2 «Карапузики» / по подгр./ 08.55-09.15 (в группе) 2 Младшая гр.№2 «Почемучки» 9.25-09.40 (в спорт.зале) Вторник Вечера Развлечений 15.00 -17.00 По плану педагога» Средняя гр.№2 «Знайки» 09.50-10.10 (в группе) Подготов гр.№2 «Затейники» 10.20-10.50 (в спорт.зале) Развитие движений: (на прогулке) 11.30 -11.55 Старшая гр. «Умнички» 12.00 -12.30 Подготов. гр.№1 «Солнышки» Среда Четверг Пятница I младшая гр.№1 «Крохотули» / по подгр./ 08.55 -09.15 ( в спорт.зале) I младшая гр.№2 «Карапузики» / по подгр./ 08.55-09.15 (в спорт.зале) I младшая гр.№1 «Крохотули» / по подгр./ 08.55 -09.15 ( в группе) 2 Младшая гр.№1 «Обаяшки» 9.25-09.40 (в группе) 2 Младшая гр.№2 2 Младшая гр.№1 «Почемучки» «Обаяшки» 9.25-09.40 9.25-09.40 (в группе) (в спорт.зале) Средняя гр.№1 «Непоседы» 09.50 -10.10 (в спорт.зале) Подготов. гр.№1 «Солнышки» 10.20 -10.50 ( в группе) Старшая группа «Умнички» 12.00-12.30 ( в спорт.зале) Средняя гр.№2 «Знайки» 09.50-10.10 (в спорт.зале) Подготов гр.№2 «Затейники» 10.20-10.50 (в группе) Средняя гр.№1 «Непоседы» 09.50 -10.10 (в группе) Подготов. гр.№1 «Солнышки» 10.20 -10.50 ( в спорт.зале) Старшая группа «Умнички» 12.00-12.30 ( в группе) Развитие движений: (на прогулке) 12.00 -12.30 Подготов. гр.№2 «Затейники» Проветривание, влажная уборка и дезинфекция после каждого занятия группы Сквозное проветривание в отсутствии детей с 8.00 до 8.30, с 11.00 до 11.30, 13.00 до 13.30. Виды физкультурных занятий 1. Учебно-тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий. 2. Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т. д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями. 3. Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игрэстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д. 4. Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития. 5. Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственнофизического, умственного и физического развития ребенка и т. д. 6. Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какомулибо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т. д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях. 7. Контрольное занятие: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах. 8. Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой: Повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки. 9. Детский фитнес: игровой стретчинг, фитбол-аэробика, круговая силовая тренировка, танцевальная и классическая аэробика. XII. Требования к организации физического воспитания 12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. 12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций. Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. 12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача. 12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2 -3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале. Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и ее длительность в зависимости от возраста детей представлена в таблице 2. Таблица 2. Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность в зависимости от возраста детей в минутах Возраст детей от 1 г. до 1 г. от 1 г. 7 г. до 2 от 2 лет 1 м. до 3 6 м. лет лет старше 3 лет Число детей 2-4 4-6 8-12 Вся группа Длительность занятия 6-8 8-10 10-15 15 12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе - 15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей группе - 25 мин., в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. 12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. Физкультурное оборудование и инвентарь Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов Гимнастическая лестница (высота 3 м, ширина 1-го пролета 95 см, 6 пролетов расстояние между перекладинами 25 см) Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м) 2 шт. Мячи: 5 шт. • набивные весом 1 кг, • маленькие (теннисные и пластмассовые), • средние (резиновые), • большие (баскетбольные, №3), • для фитбола 25 шт. 10 шт. 6 шт. 16 шт. Гимнастический мат (длина 100 см) 2 шт. Палка гимнастическая (длина 76 см) 20 шт. Скакалка детская • для детей подготовительной группы (длина 210 см) • для детей средней и старшей группы (длина 180 см) 25 шт. 25 шт. Кольцеброс 1 шт. Кегли 10 шт. Обруч пластиковый детский • большой (диаметр 90 см) • средний (диаметр 50 см) 5 шт. 25 шт. Конус для эстафет 2 шт. Дуга для подлезания (высота 42 см) 1 шт. Кубики пластмассовые 8 шт. Цветные ленточки (длина 60 см) 30 шт. Бубен 2 шт. Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см) 1 шт. Гантели 18 пар Кубики цветные мягкие 20 шт Игровой набор «Кузнечик» 1 шт. Обручи малые 15 шт. Обручи большие 2 шт. Туннели детские 4 шт. Удав мягкий (150 см) 1 шт. Погремушки 20 шт. Корзина для инвентаря мягкая 3 шт. Корзина для инвентаря пластмассовая 3 шт. Рулетка измерительная (5м) 1 шт. Секундомер 1 шт. Свисток 1 шт. К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка. Магнитофон 1 шт. (в физкультурном зале) Аудиозаписи Имеются и обновляются Интерактивный пол 1 шт в физкультурном зале Программно-методическое обеспечение - Программа «Физкультура от 3 до 17». Автор Щербаков В.П. - Программно-методическое пособие «Расту здоровым». Автор Зимонина В.Н. - Программа «Здравствуй». Автор Лазарев М.Л. - Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. - Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение. - Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. Физкультурное и спортивноигровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. - Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. - Глазырина Л. Д. Физическая культура в младшей группе детского сада. - Глазырина Л. Д. Физическая культура в средней группе детского сада. - Глазырина Л. Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. - Глазырина Л. Д. Физическая культура в подготовительной группе детского сада. - Сивачева Л. Н. Физкультура — это радость. - Маханева М. Д. С физкультурой дружить — здоровым быть. - Галицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - Яковлева Л. В., Юдина Р. А.Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет. — - Щербак А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. - Шебеко В. Н., Ермак Н. Н.Физкультурные праздники в детском саду. - Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. - Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы во второй младшей группе. - Пензулаева Л. И. Малоподвижные игры и упражнения для детей 3–7 лет. - Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. - Программа школы Змановского Ю. Ф. Здоровый дошкольник. - «Са-Фи Дансе», авт. Сайкина, Фирилёва - «Детский стрейчинг», А.Назарова.